Юридическое образование: взгляд в будущее через призму настоящего

15 мая 2025 года
Вызовы современности
В условиях технологических, экологических, демографических, информационных и мировоззренческих вызовов возникает необходимость пересмотра приоритетов и поиска новых направлений социально-экономического развития России. В этом контексте право и правоприменение выступают в роли драйвера общественного прогресса и создают основу для устойчивого развития государства, гарантируют защиту интересов граждан, формируют условия для долгосрочной стабильности.
Структурообразующим принципом формирования алгоритмов реагирования на комплекс внешних и внутренних вызовов является суверенность национальных систем, в том числе обеспечение правового и образовательного суверенитета.
Образовательный суверенитет в призме подготовки юристов предполагает не только формирование у обучающихся морально-нравственных установок, среди которых центральное место занимают патриотизм, укрепление социальной ответственности, но и развитие способности критически осмысливать зарубежные правовые модели, адаптируя их к национальным реалиям без потери идентичности.
Обозначенному подходу обеспечения суверенности должна предшествовать методическая строгость и содержательная самодостаточность при проектировании фундаментальных смыслов.
Президентом России В.В. Путиным в контексте возрождения независимой образовательной системы были обозначены векторы глобального развития, основополагающим среди которых стал вектор «качество – трудоустройство – профессиональный рост». Новые смыслы образовательной повестки нашли отражение в критериях эффективности образовательного процесса при реализации пилотного проекта по совершенствованию структуры высшего образования и позволяют сделать вывод об изменении философии образования.
В связи с чем можно выделить три ключевых вызова современности на пути к обеспечению образовательного суверенитета:
1. Потребность в создании условий для роста интеллектуального, культурного и нравственного потенциала населения, формирования его правовой культуры наряду с сохранением баланса между фундаментальностью теоретической подготовки и применимостью знаний;
2. Приоритет качества подготовки обучающегося в призме непрерывного образования;
3. Обеспечение трудоустройства выпускников по профессии и возможностей для профессионального роста.
Трансформация юридического образования
Корреляция качества юридического образования и эффективности решения современных правовых задач высока, трансформация юридической профессии является не просто ответом на вызовы, а стратегической необходимостью, которую образовательное сообщество должно акцептировать. Несмотря на общую повестку о переизбытке юридических кадров, в связи с которой происходит ежегодное сокращение числа выпускников-юристов, проблема дефицита высококвалифицированных и востребованных специалистов на рынке труда остается неразрешенной, и обостряет другую проблематику, связанную с релокацией бизнеса и рабочих мест.
Совершенствование существующей системы возможно только при активном содействии представителей профессионального сообщества, уровень компетенции которых определяет эффективность законотворческого процесса, состояние защищенности гражданских прав и свобод, уровень правового обеспечения частного сектора, баланса частных и публичных интересов, способность государственного аппарата отвечать запросам общества.
Лучшие практики
Для обеспечения реализации указанных стратегических задач Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) совместно с партнерами из сектора приоритетных отраслей экономики непрерывно работает над формированием образа юриста нового поколения, сочетающего глубокие знания права, критическое мышление, технологическую грамотность, – мыслящего, гибкого, способного опираться не на механическое заучивание стремительно меняющихся норм, а глубокое понимание права, профессиональную интуицию и стратегическое видение процессов в обществе и государстве.
Исследования потребностей наших партнеров в специалистах, адаптированных под особенности геополитической повестки, позволили диагностировать, что глубокая фундаментальная подготовка юриста сегодня является базовым требованием при подборе юридических кадров. В настоящее время и в пятилетней перспективе по прогнозам рынка труда возрастет потребность в специалистах, в том числе владеющих:
-
кросс-отраслевой экспертизой, то есть юристов с пониманием специфики смежных профессиональных областей;
-
алгоритмами технологизации процессов;
-
базовыми инструментами аналитики «больших» данных;
-
навыками прогнозирования, оценки и моделирования путей нивелирования рисков компании;
-
продукт-ориентированной профессиональной моделью поведения, навыками сопровождения и адаптации своих решений под конкретные потребности компании, принимая во внимание особенности правого регулирования конкретной сферы;
-
базовыми навыками проектного управления, в том числе стратегического проектирования.
Драйверы развития юридической профессии легли в основу компетентностного кода будущего юриста в Университете, включающего фундаментальную подготовку наряду с погружением во фронтиры профессиональной деятельности и активным содействием цифровизации юридической деятельности. Подобная синергия традиций и инноваций – устоявшийся тренд Университета.
В рамках реализации программы «Приоритет-2030» была апробирована предложенная компетентностная модель в новой образовательной программе бакалавриата Инновационная юриспруденция. В 2024 году в Университете состоялся первый выпуск бакалавров по этой программе. По результатам исследовательской и проектной деятельности обучающихся, пройденных стажировок и программ повышения квалификации, встроенных в уникальный учебный план с целью освоения смежных компетенций, можно сделать вывод об их востребованности на рынке труда и успешности будущих карьерных траекторий.
Становление новой модели высшего юридического образования, позволяющей подготовить юриста «за один такт» в рамках пятилетнего специалитета будет способствовать реализации и внедрению образовательных методик, акцентирующих внимание на проектной деятельности и практическом обучении. Подготовка юриста в пятилетней модели видится комплексной, охватывающей получение фундаментальных знаний об обществе и протекающих в нем процессов, наряду с формированием профессиональных и кросс-компетенций в смежных областях.
Вместе с тем специалисты, уже вышедшие на рынок труда и желающие изменить карьерную траекторию, смогут получить дополнительные и (или) углубленные компетенции в выбранной области юриспруденции на уровне специализированного высшего образования. Новая модель образования будет способствовать гибкости системы подготовки юриста и позволит учитывать риски, связанные с динамичностью пространственного и технологического развития страны.
Возвращаясь к стратегической значимости возрождения суверенности национальной системы образования следует отметить, что комплекс обозначенных вызовов трансформируют юридическую профессию и позволяют юристу занять лидирующие позиции в тех сегментах социума и экономики, в которые ранее классического юриста не вовлекали.
